» » «комплексы упражнений на формирование правильной осанки на уроках физической культуры. Упражнения детям для осанки Гимнастические упражнения для осанки для детей

«комплексы упражнений на формирование правильной осанки на уроках физической культуры. Упражнения детям для осанки Гимнастические упражнения для осанки для детей

Залог здоровья взрослого человека – это его правильная осанка в детском возрасте. И к этим словам стоит прислушаться, ведь изогнутый позвоночник способен привести к повреждению внутренних органов, что чревато сбоями в работе для всего организма. С этой целью доктора советуют практиковать упражнения для осанки детям с малых лет. Начиная с 2-3 месяцев, следует применять самый обыкновенный массаж и гимнастику для детей, ведь всегда лучше предупреждать заболевание, нежели потом стараться его устранять.

ЛФК для позвоночника – это ряд физических упражнений при нарушениях осанки у детей. При помощи лечебной физической культуры можно:

  • Откорректировать неправильный изгиб позвоночника;
  • Привести в тонус мышечный корсет ребенка;
  • Привить малышу привычку с детства правильно держать спину, в каком бы положении не находилось тело.

Обычно лечебная физкультура для детей школьного и дошкольного возраста назначается 3-4 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев с возможным перерывом на 1,5-2 месяца. За курс ребенку необходимо выполнить 4 подобных «подхода». Для быстрого достижения необходимых результатов врачи советуют постоянно усложнять комплекс упражнений примерно раз в три недели. Если на данную рекомендацию не обратить внимания, мышцы в скором времени могут привыкнуть к одинаковым нагрузкам, в связи с чем плодотворность ваших занятий заметно упадет.

Противопоказания

Имеющих проблемы с осанкой, имеют противопоказания. К занятиям ЛФК не могут быть допущены:

  • Дети, имеющие серьезные мышечные напряжения, образованные неправильным положением позвоночника;
  • Дети, у которых наблюдается ущемление корешка нерва;
  • Дети с большим числом позвоночных и мозговых сосудов;
  • Ребята, имеющие низкий болевой предел.
  • Читайте также: ?

Лечебная гимнастика для школьников

Данный вид гимнастики играет существенную роль в формировании нормальной осанки у ребенка. С этой проблемой зачастую сталкиваются самые обыкновенные школьники, сидящие в согнутом и полусогнутом положении на занятиях. Им довольно длительное время приходится сидеть в одной позе, после чего мышцы спины начинают чувствовать усталость, и, как следствие, болеть. Детям в связи с этим приходится сильно выгибать позвоночник назад, либо наклоняться в сторону, чтобы снять с мышц невероятное напряжение.

Если вы заметили, что у вашего малыша, посещающего занятия в школе, образовалось нарушение осанки, необходимо тут же обратиться за помощью к доктору, а не пытаться решить проблему самостоятельно, как это делают многие родители. Ведь в случае самостоятельных упражнений возможно ненароком растянуть, либо надорвать мышцы спины, что привлечет еще больше проблем.

Помните, что лишь доктор может ответить на вопрос о том, какой комплекс упражнений для вашего ребёнка смогут выработать нормальную осанку. Рассмотрев индивидуальные особенности школьника, он подберет мероприятия для коррекции его спины.

  • Все способы,

Комплекс упражнений для профилактики

Сейчас существует масса мероприятий, которые способны помочь ребёнку в становлении правильной осанки. Причем упражнения для исправления осанки у детей подойдут и взрослым, столкнувшимся с этой проблемой.

Для приобретения ровной и статной осанки необходимо выполнять следующий легкий комплекс упражнений:

  • Встаем на ноги и удерживаем их шире плеч. Руки кладем на пояс. При вдохе разводим локти до тех пор, пока лопатки не сомкнутся. При выдохе приходим в исходную точку. Упражнение повторяем пять раз.
  • Выполняем вращательные движения руками. Для этого их располагаем по сторонам, после чего вращаем назад и вперед. Дышать при выполнении одного из элементов зарядки можно свободно.
  • Расположите ноги как можно шире, кисти рук прижмите плотно к плечам. При выдохе делаются наклоны вперед, на вдохе следует принять начальное положение. Помните, что при выполнении упражнения спину держим ровно. Подобных наклонов нужно выполнить не меньше семи.
  • Далее осторожно соединяем руки за спиной. В этой позиции выполняем наклоны. Назад – вперед, вправо – влево. И так шесть раз.
  • Берём в руки бодибар, и вытягиваем его перед собой. Выполняя выдох, сделайте приседание. При выдохе вернитесь в начальную точку. Спину держите как можно прямо. Сделайте пять – шесть подобных подходов.
  • Зажмите бодибар в руках. При выполнении вдоха тянемся вперед и вверх. На выдохе возвращаемся, и совершаем повтор упражнения.

Следующее упражнение выполняется лежа. Руки при этом располагаются вдоль тела, а ноги поочередно поднимаются и опускаются. Четыре повторения будет при этом достаточно.

  • Вновь ложимся на живот. На вдохе медленно поднимает тело, при выдохе – его опускаем. Сделайте четыре подхода.
  • Поставьте руки на пояс, и прыгните вверх. Прыжки надо чередовать с ходьбой по комнате.
  • Напоследок, выполните упражнение, стоя, разведя руки. На выдохе руки разводятся, на вдохе – сводятся.

Упражнения при сильном искривлении

Если осанка вашего малыша уже нарушена, и вам об этом сказал лечащий доктор, то рекомендуем обратиться при нарушении осанки у детей специального назначения.

Первое упражнение

Суть упражнения заключается в том, что больному нужно встать возле стенки или любой другой ровной поверхности так, чтобы вы могли прислониться к ней задней частью тела. Следом разводятся руки, поднятые на уровне плеч ладонями от поверхности. Далее потихоньку соскальзываем вдоль стенки руками, не меняя при этом положение спины. Все те части тела, которые касались стены, должны не менять своего положения. По мере выполнения задания ваши мышцы спины и рук должны быть в обязательном порядке напряжены. Данный вид упражнения выполняется 7-8 раз.

Второе упражнение

Следующее упражнение предполагает использование в нем зеркала. Согласно ему вы должны встать напротив этого отражающего предмета и прижаться к стенке так, как это было описано в первом упражнении. Далее попытайтесь отойти от стенки так, чтобы спина не меняла своего положения относительно стены. Со стороны все должно выглядеть так, как будто вы до сих пор «держитесь» за стенку. Отходите от нее очень медленно, и не забывайте бросать взор на зеркало. Правильно ли вы держите осанку? Это упражнение выполняется в три подхода.

Третье упражнение

Вновь встаем возле стенки. Располагаем свои локти так, чтобы они касались выбранной нами ровной поверхности. Проскальзываем вдоль стены руками, ягодицами, затылком и лопатками и медленно садитесь. Затем в таком же невысоком темпе встаньте. Важно в этот момент смотреть внимательно на зеркало. Для вашего чада своего рода отражением будете именно вы. Через пять подобных приседаний можно сделать отдых, и повторить данное упражнение еще пару раз.

  • Обязательно посмотрите:

Физкультминутка для правильной осанки

Нормальная осанка – это залог хорошего кровоснабжения органов, нормального функционирования легочной системы и прекрасного настроения. Сутулящиеся дети и подростки зачастую ощущают себя угнетенными, и этот факт научно проверен специалистами. Постарайтесь донести этот факт своему малышу, и он наверняка вас услышит.

Простейшей тренировкой для создания хорошей осанки считается шагание на носочках с предметом на голове. В качестве предмета, например, можно использовать книгу. Постарайтесь устроить турнир – кто первым упустит книгу с головы, тот и проиграл. Полезное для спины упражнение перерастет в игру, а вы сможете на некоторое время завлечь малыша.

Также замечательное упражнение – «Кошка». Для этого необходимо встать на четвереньки и опустить голову вниз. Чтобы превратить нелегкое задание в игру произнесите фразу – «Кошка видит мышонка!», при которой ребенок должен выгнуть спину мостиком. При этом с опущенной головой. А потом произнесите фразу – «Кошка видит маму!», после которой малыш должен поднять высоко голову и прогнуть спину в другую сторону. И кстати это упражнение хорошо и для взрослых, поэтому не стесняйтесь делать его вместе с ребенком в игровой форме. Это помимо пользы осанке вас сильнее сблизит.

Чтобы осанка была правильной, не помешают отжимания и так называемая планка. Для облегчения отжимания можно начинать стоя на коленях. Не ленитесь и вы. Можно, например, каждый день отжиматься с ребенком, а в конце месяца устраивать соревнования кто лучше и больше отожмется.

    Г.И. Погадаев «Настольная книга учителя физкультуры», М., Физкультура и сорт», 2000 г.

    Б.Н.Никитский «Плавание», М., «Просвещение», 1975 г.

    Л.И.Кулимова «Книга учителя физической культуры». М., «Физкультура и спорт».

    И.В.Шефер «Эликсир бодрости», М., «Ф и С», 1980 г.

    М.А.Корхин «Лечебная физкультура в домашних условиях», Ленииздат, 1990 г.

I. Введение.

Начну с того, что мы называем осанкой.

Осанкой мы называем привычное положение тела, наиболее благоприятное для сохранения равновесия и функциональной деятельности всех органов и систем человека.

Правильная осанка : голова держится прямо, позвоночник умеренно изогнут. В положении правильной осанки человек, встав спиной плотно к стене, касается ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками (см. прил. №1), при этом все линии правой и левой стороны симметричны.

Нарушения осанки бывают функциональными и фиксированными. Определить их легко:

    ученик с функциональными нарушениями по заданию учителя и его помощью может принять положение правильной осанки;

    ученик с фиксированными нарушениями сделать этого не может.

В последнем случае работа со школьниками проводится в специальных группах под руководством врача. На уроках учитель в основном работает с учениками, имеющими нормальную осанку с функциональными нарушениями.

II . Причины возникновения нарушения осанки.

Функциональные нарушения часто появляются вследствие неправильного обращения родителей с детьми в раннем возрасте.

    Носят на одной и той же руке, водят за одну и ту же руку.

    Если он пользуется не соответствующей его росту мебелью.(Стол за которым ребенок дома занимается соответствует?!)

    Носит обувь не по ноге.

    Не выполняют с раннего детства элементарные физические упражнения, что приводит к слабости мышц, в том числе и спины.

Все это приучает маленького человека к асимметричным положениям тела, в результате которых мышцы одной половины тела преимущественно растянуты, а другой – сокращены. Такое положение становится для ребенка привычным и удобным. В дальнейшем уже и при отсутствии стимуляторов он старается принять его.

Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить. На формирование неправильной

осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (см. прил.№2). Определить плоскостопие легко: подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге.

Стопа бывает нормальная, плоская и полая и уплощенная. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боль в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие встречается у школьников чрезвычайно часто.

Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправит его.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

    Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве часто. Оптимальная высота каблука 3-4 см.

    Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять обще развивающие упражнения.

III . Воспитание правильной осанки.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях).

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции).У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно – двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвоночника и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и т.д.

Приложение №1. Правильная осанка

а) правильная б) не правильная

Приложение №2 Плоскостопие.

    Повороты кругом с грузом и без.

    Приседания без груза: а) ступни под углом 45 градусов; б) ступни сомкнуты; в) ноги скрестно. То же с грузом.

    Приседания с поворотом кругом при различном положении ног.

    Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с грузом.

    С грузом. Поднимая руки вперед, опуститься на колени, опустить руки – подняться.

    Ходьба по рейке с грузом приставными шагами, по левым, по правым бокам.

    С грузом на голове идти, перешагивая через мячи и другие предметы (лавки).

    Ходьба по наклонной скамье с грузом.

    Ходьба с грузом на голове и подниманием голени до уровня пояса, хлопок под коленом.

При правильной осанке позвоночник имеет физиологические изгибы в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб к переди) и кифоза (изгиб кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы видны при осмотре сбоку. При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметные его искривления следует рассматривать как отклонение от нормы.

Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта , которые оказывают большую нагрузку на позвоночник : тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и т.д.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физминутками, специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнения 1-3 мин.

Необходимо воспитывать у детей стойкую привычку держать тело в правильном положении. Контролировать осанку необходимо как можно раньше.

Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а прежде всего – со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребенка дома.

Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. Для этого конкретно, доходчиво и понятно надо объяснить школьникам, что такое правильная осанка. Приведу для примера один способ объяснения:

Учитель показывает различные осанки, включая нормальную, а ученики должны выбрать для себя одну, которая им больше понравится. Почти всегда дети выбирают нормальную осанку. При этом ребятам не только объясняют, что она не только красивая, но и полезна, так как обеспечивает наиболее благоприятное положение для работы внутренних органов (легко показать наглядно, как сдавливаются сердце и легкие при разных искривлениях позвоночника, неправильном положении головы, плеч и т.д., на поролоновой кукле, на которую контуром наносят расположение внутренних органов). Когда дети поймут, что такое правильная осанка, их можно научить проверять себя у стенки и рекомендовать проводить такую проверку не только в школе, но и дома.

Прежде всего, формированию осанки помогают все упражнения, укрепляющие мышцы. Хорошо подобранные обще развивающие упражнения разносторонне воздействуя на все группы мышц, создают хороший мышечный корсет, способный удерживать тело в правильном положении.

Специальные упражнения для воспитания осанки выполняют на каждом уроке: легкие и хорошо усвоенные – в водной и заключительной частях; новые, требующие специального обучения, - в основной. Выученные на уроке упражнения следует рекомендовать ученикам включать в комплексы гигиенической утренней гимнастики.

Одной из задач учителя физической культуры во всех классах – это систематическое наблюдение за осанкой, исправление недостатков ее в ходе урока. Нельзя пропускать даже, казалось бы, мелких нарушений осанки. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение головы. Иногда учителю полезно понаблюдать за детьми вне урока. О замеченных недостатках в осанке провести беседу. За соблюдением правильной осанки должны следить на уроках все учителя, так как, если ученик будет стараться держаться правильно только на уроке физической культуры, а на других уроках будет сидеть развалившись с опущенной головой, сведенными вперед плечами – работа над формированием осанки не будет эффективной. К работе над осанкой необходимо привлечь и родителей.

Учителя и родители должны следить за тем, чтобы дети не горбились, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Спину следует правильно держать и сидя за столом (во время еды, выполняя домашние задания, при ходьбе и при выполнении физических упражнений.

Детям с нарушением осанки полезно спать на ровной, жесткой постели на спине или на животе (но не на боку!). Отдыхать в течении дня (особенно после физических нагрузок) полезно лёжа, а не сидя, а не сидя, чтобы не создавать дополнительные нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.

    Перенести тяжесть тела на пальчики ног. Перекат на пятки, пальцы вверх.

    Захватывание мелких предметов стопами.

    Скользя левой ногой по полу, выдвинуть ее вперед на носок, поднять пальцы, опустить, коснуться носком пола. Повторить 6-8 раз, после чего приставить левую, повернуться и повторить правой.

    Поднимая пальцы вверх, коснуться пяткой пола, опуская пальцы, коснуться носком. Повторить 6-8 раз и сделать то же другой ногой.

    Отвести ступню наружу, как можно больше, затем внутрь (движение только в голеностопном суставе). Повторить 6-8 раз. То же правой.

    Круговые движения ступней. При движении вверх пальцы поднимать как можно выше, опускаясь, касаться носками пола.

    Ходьба на наружных сторонах стоп.

    Ходьба по канату, лежащему на полу, охватывая его сводами стоп.

    Ходьба по планкам, гимнастическим палкам лежащим на полу.

    Прыжки на носках, пятки касаются одна другой.

    Подскоки с зажатыми между сводами стоп малым мячом.

    Поднимание пальцами ног скакалки, лежащей на полу.

4. Примерные упражнения на формирование правильной осанки с грузом на голове.

Формированию правильной осанки помогают упражнения с грузом на голове (мешочек весом 150-200 г., наполненный песком, горохом и т.д.). Мешочек кладут на голову, ближе ко лбу. Груз на голове контролирует положение тела, так как при малейшем отклонении от правильного мешочек падает.

    И.п. – пятки вместе, ступни под углом 45 градусов, руки на поясе. На голове груз. Присесть – выпрямиться.

    И.п. – ступни параллельны (на расстоянии ступни), руки свободно опущены, на голове груз. Руки вперед, присесть, опуская руки выпрямиться.

    И.п. – стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони друг от друга. Сгибая пальцы, поднимать внутренние края стоп. Повторить 8-10 раз.

    И.п. – стоя, стопы повернуты внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть и выпрямит ноги в коленках, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

    И.п. – упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед. 30-40с. То же прыжками (зайчик).

    И.п. – стоя на нижней рейке гимнастической стенки, хват руками за рейку на уровне плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

    Ходьба в полуприсяде 30-40 с.

    И.п. – стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). По 10-12 раз каждой ногой. Упражнение выполняется в быстром темпе.

    И.п. – то же. Повороты стопы наружу и внутрь. По 4-6 раз каждой ногой.

    И.п. – то же. Круговые движения стопой по часовой и против часовой стрелки. По 4-6 раз в каждую сторону.

    И.п. – стоя, под каждой стопой теннисный мяч. Перекатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

    И.п. – стоя, положив на пол (около ног) две булавы так, чтобы головки их почти соприкасались, а основания были направлены на разные стороны. Захватив пальцами каждой ноги шейку булавы, приподнять ее, не отрывая ее основания стоп от пола.

    Ходьба на носках в полуприсяде (носки развернуты внутрь).

    Ходьба по рейке гимнастической стены с опорой на основание стоп, держась руками за рейку на уровне груди.

    Ходьба вверх и вниз по наклонной плоскости.

    Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходьба в течении 30-40 с.

3. Примерные упражнения для профилактики и укрепления свода стопы (2).

    Ходьба на носках, не сгибая коленей.

IV . Практическая часть.

1. Примерное содержание урока лечебной гимнастики для учащихся со сколиозом (компенсированная форма).

Подготовительная часть.

    Ходьба с движениями руками: ходьба на носках.

    И.п. –о.с. Поднять прямые руки вверх – вдох; опустить – выдох. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.

    И.п. –о.с., руки на поясе. Сгибая ногу, подтянуть ее к животу, вернуться в исходное положение. По 3-4 раза каждой ногой.

    И.п. – о.с., в опущенных руках гимнастическая палка. Подтянуть палку вверх -–вдох, опустить выдох. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – о.с., палка на лопатках. Наклонить туловище вперед (спина прямая) – выдох; вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – о.с. – палка в опущенных руках. Присесть вытягивая руки вперед с палкой, вернуться в и.п. (спина прямая). Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – о.с., руки перед грудью. Развести руки в стороны (ладонями вверх) – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

Основная часть.

    И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука с выпуклой стороны искривлена располагается на одну перекладину ниже). Глубоко присесть, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.

    И.п. – лежа на спине (на наклонной плоскости), взявшись руками за рейку гимнастической стенки, подтягивать согнутые в каленных суставах ноги к животу -–выдох, выпрямляя ноги – вдох. Повторить 34 раза.

    И.п. –лежа на животе(на наклонной плоскости), взявшись руками за край гимнастической скамейки, поочередно поднимать ноги назад – вверх. По 2-4 раза каждой ногой.

    И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища (ладонями вниз). Поднимать таз, опираясь на ладони, плечи и стопы – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п.- то же. Движения согнутыми ногами, как при езде на велосипеде. Повторить 10-12 раз.

    И.п.- лежа на боку, подложив ватный валик под выпуклую часть грудной клетки, ноги разведены. Поднять вверх руку с вогнутой стороны искривления позвоночника – вдох; опустить – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п. –лежа на животе, рука с вогнутой стороны искривления вытянута вверх. Поднять туловище – вдох; вернуться в и.п. –выдох. Повторить 3-4 раза.

    И.п. – лежа на животе, руки на поясе. Отведение ноги с выпуклой стороны искривления (поясничный сколиоз) в сторону и одновременно вытягивание руки с вогнутой стороны искривления (грудной сколиоз) вверх – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – лежа на животе, нога с выпуклой стороны искривления отведена в сторону, руки на затылке Отвести локти назад, слегка прогнув позвоночник, -вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п. – лежа на животе, руки вверху. Напречь все мышцы тела, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вверх – вдох, расслабить мышцы – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п.- лежа на боку (выпуклость искривления позвоночника в поясничном или пояснично – грудном отделе обращения вверх). Поднять одну или обе ноги вверх – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

    И.п. – стоя на коленях у гимнастической стенки, держась руками за вторую или третью рейку снизу. Прогибать туловище назад (до выпрямления рук); вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.

    И.п. – стоя на четвереньках поднимать руку (с вогнутой стороны искривления в грудном отделе) вверх с одновременным отведением ноги (с вогнутой стороны искривления в поясничном отделе) назад, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.

    И.п. – стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседания, вытягивая руки в стороны. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – стоя руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носках.

    Стоя по кругу, взявшись за руки. Поднимать руки вверх с одновременным подниманием но носки. При поднимании рук – вдох, при опускании – выдох. Повторить 4-5 раз.

    Стоя по кругу, взявшись за руки. Полуприседания (спина прямая). Повторить 3-4 раза.

    И.п. –стоя руки к плечам. Поднять руки вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

2. Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия.

    Сидя на гимнастической скамейке (или на стуле) одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По 10 раз каждой ногой.

    То же в положении стоя.

    И.п. – стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки; вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

    И.п. –то же. Полуприседания. Повторить 608 раз.

    И.п. – о.с., руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп; 30-60 с.

    И.п. – то же, но носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 10-15 раз.

    И.п. – стоя носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки, вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.

    И.п. – стоя ноги врозь (стопы параллельны), руки в стороны. Присесть с опорой на всю ступню, вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

    И.п. – стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) – «след в след». Подняться на носки, вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.

    И.п.- стоя на носках, стопы параллельно, руки на поясе, покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на всю ступню. Повторить 8-10 раз.

    И.п. – стоя на носках. Развернуть пятки наружу, вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

Комплекс упражнений

На формирование правильной осанки



1 - стоя на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками производят покачивание туловищем из стороны в сторону;
2 - из исходного положения, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, скользящим движением вдоль туловища одну руку поднимают к плечу (при этом она постепенно сгибается) и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге, затем то же в другую сторону;
3 - из исходного положения, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены, одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводят назад опушенную руку, повторяют несколько раз, меняя положение рук
4 - из исходного положения стоя ноги на ширине плеч одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другую руку заводят за спину. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и наклоняясь то в одну, то в другую сторону;
5 - стоя боком, противоположным искривленному, к шведской стенке и держась вытянутыми руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, производят усиленный наклон в сторону, противоположную сколиозу;
6 - из исходного положения, стоя на коленях, руки на поясе одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону, затем, меняя положение рук, наклоняются в другую сторону;
7 - из исходного положения, лежа на животе, разводят руки в стороны и одновременно прогибаются;
8 - из исходного положения, лежа на животе руки в стороны приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу, повторяют несколько раз, меняя положение ног;
9 - лежа на животе, вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, оттягиваясь назад, и возвращаются в исходное положение;
10 - из исходного положения, стоя на четвереньках, поднимают руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног;
// - из исходного положения, сидя, подогнув под себя ноги, поднимают вверх руку, оттягиваясь назад и одновременно выдвигая назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног;
12 - из исходного положения, стоя на четвереньках, поворачивают туловище, одновременно отводя руку в сторону, и возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз в одну и другую сторону;
13-14 (1-й и 2-й моменты) - стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед руки, затем подтягивают их к коленям;
15 - асимметричный вис на шведской стенке - одна рука вытянута (со стороны искривления), другая согнута;
16 - ползание на коленях, одновременно вытягивая вперед обе руки;
17 - ползают на коленях, вытягивая поочередно то правую, то левую руку и подтягивая одноименную ногу;
18 - сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть, наклонена в сторону искривления позвоночника, одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) на затылке;
19- сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть, наклонена в сторону искривления позвоночника, производят наклоны туловища в сторону, противоположную искривлению;
20 - (заключительное упражнение). Лежа на спине, вытягивают руки вдоль туловища.

Формирование осанки у ребенка осуществляется еще в детском возрасте. В этот период взрослые должны не только проконтролировать правильное положение позвоночника, но и создать все необходимые условия, чтобы малыш правильно и всесторонне развивался. Очень важно с ранних лет делать для детей для правильной осанки. Это является не только отличной профилактикой, но и средством для укрепления детского позвоночника и всего организма.

Что такое у детей

Каждый ребенок имеет определенную позицию при сидении, ходьбе, находясь в горизонтальном положении. При этом важно, чтобы голова держалась прямо, плечи были развернуты, спина была ровной, живот втянутым, ноги в коленях не согнуты. Правильная осанка - это не только красивый визуальный вид, но и залог полноценного здорового развития ребенка. У детей с ровным и гибким позвоночником отлично функционируют органы дыхания и кровообращения, прекрасно развивается мышечная мускулатура.

Риск и опасность неправильной осанки

От того, какую позу принимает ребенок при движениях и пассивном состоянии, зависит развитие его опорно-двигательного аппарата и организма в целом. Неправильная осанка ведет к деформации позвоночника и множеству проблем других органов, возникающих в связи с этим. Поэтому необходимо именно с детства привить ребенку принципы правильной позиции тела, знать, какие упражнения вырабатывают правильную осанку. Для детей это очень важно.

Факторы, которые влияют на формирование правильной осанки у детей

В юном возрасте позвоночник очень гибкий и пластичный, он развивается немного быстрее, чем мышечная ткань. На формирование осанки в детстве может влиять большое количество различных факторов, а именно:

  1. Правильное сбалансированное питание с добавлением необходимых организму витаминов, минералов, микроэлементов играет очень важную роль. Если ребенку не хватает белка, кальция и необходимых питательных веществ, то это может привести к деформации позвоночника даже при соблюдении всех остальных правил.
  2. Наследственные факторы.
  3. Режим дня. При полноценной физической активности, своевременном и достаточном сне, сбалансированном питании, проведении времени на свежем воздухе развивается правильно не только опорно-двигательная система, но и весь организм.
  4. Чрезмерные физические нагрузки, неправильное поднятие тяжестей могут привести к деформации позвоночника, поэтому важно поговорить с ребенком на эту тему.
  5. Избыточный вес. Важно с раннего детства следить за массой тела ребенка, так как лишние килограммы будут препятствовать полноценному развитию и могут приводить к деформации позвоночника и соответственно неправильной осанке.
  6. Рабочее место, Необходимо создать все оптимальные условия для работы и отдыха для ребенка. Обязательно продумать освещение в его комнате. Следить за тем, как ребенок сидит, спит. Подобрать ортопедический матрас для кровати.
  7. Упражнения для детей для правильной осанки позволяют позвоночнику получать необходимую физическую нагрузку и развиваться полноценно.
  8. Обувь для ребенка играет также немаловажную роль, она должна быть специальной, такой, чтобы не способствовать развитию плоскостопия. Многие не считают этот фактор важным, а его влияние на позвоночник велико.

Причины формирования неправильной осанки у ребенка

Необходимо обратить внимание на то, что позвоночник в раннем возрасте очень уязвимый и легко поддается деформации. На осанку могут влиять постоянная неправильная поза при сидении, гиподинамия, плоскостопие, бытовые условия, а также перенесенные в детстве осложнения после болезни. Для того, чтобы предотвратить серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, взрослые должны очень внимательно отнестись к этому вопросу и контролировать своего ребенка. Очень важно подобрать упражнения, которые вырабатывают правильную осанку для детей.

Профилактика нарушений осанки

Для того, чтобы потом не прилагать множество усилий для лечения, лучше всего предотвратить заняться ее профилактикой, к ней можно отнести:

  1. Расслабление мышц опорно-двигательного аппарата. Важно хотя бы час в день принять горизонтальное положение для расслабления мышц.
  2. Создать оптимально рабочее место с хорошим освещением, особенно это важно для школьников.
  3. Обязательно подобрать упражнения для детей для правильной осанки для каждого ребенка индивидуально с учетом особенностей его организма и физического развития.
  4. Плавание - отличный и самый эффективный способ профилактики нарушения осанки у детей.

Психологический аспект правильной осанки у детей

Ребенок обязательно должен развиваться личностно, его надо хвалить, поддерживать. Ведь часто сутулость, опущенные плечи - это показатель внутренней зажатости детей. Необходимо создать максимально дружескую радостную атмосферу в доме и в том месте, где он проводит много времени (детский сад, школа), чтоб ребенок ощущал себя радостным, счастливым и полноценным членом коллектива. Ведь правильная осанка несет в себе и психологический фактор: все уверенные успешные люди ходят правильно, с высоко поднятой головой, поэтому если родители хотят видеть своих детей счастливыми и удачными, необходимо учесть этот нюанс.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей

Очень важно с раннего возраста приучать ребенка к физической активности, которая не только позволяет укрепить позвоночник, но и создать привычку держать его правильно, не горбиться и не сутулиться. Упражнения для детей для правильной осанки вырабатывают привычку нужного положения тела, закрепляют верную позицию. Начинать лучше всего с движений, которые предусматривают ходьбу, лазание, ползание. Хождение благоприятно влияет на развитие стоп, является Далее вводится бег и резиновым жгутом.

Комплекс упражнений для правильной осанки для детей

Систематические физические нагрузки и спорт являются лучшей профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Учитывая возраст, физическое развитие, особенности организма, можно подобрать индивидуальные упражнения для детей для правильной осанки, например:

  1. В положении стоя, руки на поясе. Необходимо развести локти назад, сместив при этом лопатки. Сделать вдох. Вернуться в исходное положение. Повторить пять раз.
  2. Руки расставить в стороны и произвести круговые махи руками назад. Повторить десять раз.
  3. Ноги расставить, локти положить на плечи. Наклониться вперед - вдох. Вернуться в исходное положение, выдох. Повторить пять раз.
  4. В положении стоя руки заложить за спиной, наклониться вправо, влево. Сделать пять раз.
  5. Взять в руки палку. Вытянуть руки с палкой вперед, наклоняясь при этом. Вдох. Вернуться назад. Выдох. Повторить пять раз.
  6. Приседание с палкой повторить пять раз.
  7. Принять горизонтальное положение. Поднимать поочередно ноги пять раз.
  8. Лечь на живот, руки на поясе. Разгибать корпус, повторить пять раз.
  9. Встать, руки на пояс, производить прыжки тридцать секунд, чередуя их с хождением (одна минута).
  10. Руки поставить перед грудью, развести и сводить. Повторять пять раз.

Важно помнить, что лучше вовремя начать проводить профилактические меры с детства, чем потом заниматься лечением позвоночника в зрелом возрасте.

Правильная осанка школьника - предмет опасений родителей и врачей. Что такое осанка и как искривление влияет на здоровье школьников - будет разобрано в статье.

Осанка формируется на протяжении роста и развития ребенка, начиная с раннего возраста. Школьник с правильной осанкой не должен иметь отклонений, предписанных анатомическими стандартами. Людей с правильно посаженной осанкой, видно издалека. Голову они держат всегда прямо, походка у них легкая, спина не сутулая.

Нарушения осанки предопределены врожденными или наследственными особенностями, а также перенесенными заболеваниями, травмами. Подобная патология может быть следствием малоподвижной жизни. Школьники на уроках сидят за партой, дома - учат уроки за рабочим столом. В течение учебного дня, на протяжении в среднем 5-6 уроков, у ребенка появляется утомление. От неподвижности снижается восприятие учебной программы.

Часто нарушение осанки у школьников вызвано тем, что длительное сидение за столом вызывает застойные явления кровообращения. Утомляются мышцы спины, позвоночник, шея, ноги. О признаках усталости говорят опущенные плечи и голова, ерзание по стулу. Все эти факторы пагубно влияют на правильное формирование осанки школьника. В раннем возрасте ребенок имеет возможность активно двигаться, с приходом в школу ему приходится больше сидеть.

Малышу нужно объяснять о важности правильно принимать позицию за партой. Во время выполнения письменных работ плечи должны быть расправлены, находиться на одном уровне, а голова следка наклонена. Школьник должен уметь отдыхать за партой в те моменты, когда учитель объясняет урок. В это время можно расслабиться и крепко опереться о спинку стула. Соблюдая важные принцы, проблем с выправкой можно избежать.

Как появляется искривление осанки

Перечень основных причин, которые приводят к нарушениям осанки:

  • перенесенные ранее травмы или болезни;
  • пренебрежение активным образом жизни;
  • недостаточная отдача на уроках физкультуры;
  • несоответствие стандартов рабочего стола по отношению к росту школьника;
  • переутомление от длительного сидения;
  • неправильное положение за письменным столом;
  • недостаточное освещение рабочего места;
  • проблемы со зрением.

Для того чтобы избежать проявление проблемы с осанкой необходимо по возможности исключить факторы ее искажения.

Как определить нарушение

При неправильной осанке в теле возникают: неестественная сутулость, асимметрия расположения плеч, выпуклость живота. В медицине это явление характеризуется как искривление позвоночного столба, что являет собой сколиоз. Определить и выявить дефекты осанки в школьном возрасте поможет осмотр ребенка.

Обследование проводится в положении стоя. Пятки следует поставить вместе, носки развести под углом 45 градусов. При обнаружении нарушений, отходящих от норм анатомической симметричности, рекомендуется исследование спины рентгеном. Это необходимо сделать с целью обнаружения патологий позвоночника.

Визуально заметные признаки в состоянии усугубиться заболеваниями, которые могут возникнуть вследствие изменений, вызванных осанкой. Систематическое нахождение ребенка за партой в неправильной позе дополняется вторичными, более серьезными признаками. К примеру, одна нога может быть короче другой.

Сколиотическое нарушение осанки

Изгибы позвоночника человека формируются с раннего возраста. Любые нарушения проявляются вследствие воздействия на спину ряда неблагоприятных факторов. Вовремя не заметив проблемы, с годами школьник будет приобретать дополнительные искривления. В итоге во взрослой жизни это скажется на здоровье. При сколиозе позвоночник искривляется в одну сторону, чаще вправо.

Если с врожденным сколиозом все ясно, так как он может быть следствием генной предрасположенности. С приобретенным заболеванием дела могут обстоять хуже. Порой родители не обращают внимания на проблему долгие годы. Когда нарушение удается заметить вовремя, благодаря корректирующим упражнениям и контролю специалистов ситуацию легко восстановить.

Упражнения для осанки школьникам

Несложные упражнения проводятся в виде разминки для снятия усталости и нагрузки с позвоночника. Воздействуя с помощью физических комплексов на формирование правильной осанки у школьников, можно добиться заметных результатов. Выполнять упражнения рекомендуется вместе с родителями или самостоятельно. Комплекс проходит таким образом:

  1. Стоя с прижатыми ягодицами к стене, стоит сомкнуть вместе пятки, а после развести руки в стороны на уровне плеч. Ладошками вперед имитировать скольжение руками по стене.
  2. Для правильной осанки ребенку достаточно постоять ровно у стены. Поднять руки вверх, напрячь спину. Посчитать от 1 до 10. Расслабиться, опустить вниз руки.
  3. Упражнение в положении лежа на животе. Для этого необходимо вытянуть вдоль тела ноги и руки. Опираясь на живот и грудную клетку, одновременно поднять руки и ноги. Хороших результатов можно добиться, если задерживать положение поднятых рук и ног по несколько секунд. Вернувшись в исходное положение, упражнение повторить.
  4. Лежа на спине имитировать езду на велосипеде. Ноги должны находиться под углом 45 градусов. Делать манипуляцию с минутными перерывами в 10 подходов.

Более сложные физические упражнения для исправления осанки лучше выполнять только под присмотром специалистов, тренера или врача.

Профилактика нарушений осанки

Отличной профилактикой станет самоконтроль за положением спины в положении стоя и сидя. Спина всегда должна оставаться прямой. При длительном сидении необходимо делать перерыв, можно облокотиться на спинку стула или встать походить. При необходимости следует откорректировать высоту стола соизмеримо росту ребенка.

В положении стоя лучше распределять нагрузку, опираясь поочередно то на одну, то на другую ногу. Вместо длительного нахождения на одном месте, полезно пройтись взад-вперед. Для того чтобы поднять сумку или упавший на пол предмет необязательно наклонять спину, достаточно присесть, согнув колени.

Сидя за партой или на стуле нужно, чтобы спина ребенка плотно прилегала к спинке. За уроками сидеть прямо, не наклоняя вперед спину и голову. Стопы ног при этом должны стоять на полу. В противном случае под стол нужно поместить подставку для ног или отрегулировать рабочее место.

Не стоит недооценивать вред, наносимый сумкой через плечо. Ношение таких аксессуаров вместо заплечных рюкзаков напрямую грозит искривлением позвоночника. Объясняя ребенку, насколько правильная осанка важна для школьников, рекомендуется давать чаще им рекомендации.

Для правильной осанки ребенку школьного возраста нелишним будет соблюдать следующие правила и выполнять несложные рекомендации.