» » Техника поворотов в спортивном плавании. Виды и техника выполнения вращений в фигурном катании Как научиться делать вращения

Техника поворотов в спортивном плавании. Виды и техника выполнения вращений в фигурном катании Как научиться делать вращения

Урок народного танца состоит из двух основных частей: экзерсиса у станка и на середине зала. Экзерсис на середине зала включает в себя:

  • дробные выстукивания на месте и в продвижении;
  • мужские трюки на месте и в продвижении;
  • вращения на месте и в продвижении;
  • этюды в различных характерах.

Прежде чем изучать виды вращений, нужно дать обучающимся понятие о «точке вращения». Объяснить правильные положения рук, корпуса, шеи и головы во время исполнения вращений.

«Точка вращения» - это направление взгляда вперед в одну точку на уровне своих глаз. Если «точку» держать ниже уровня глаз (заниженная), то во время вращений исполнитель будет смещаться вперед. Если «точку» держать выше уровня глаз (завышенная), то смещение будет происходить назад. И параллельно может сопровождаться головокружением. Главное помнить, что вращения исполнялись на одном месте без смещения.

Один из способов отработки «точки вращения»:

Муз.р-р 2/4

Preparation (препарасъон) - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения:

1-и-

2-и-

1-и-

2-и- пауза.

В начальных стадиях возможно исполнение препорасьона на 4 Т (в два раза медленнее).

Главные моменты, которые нужно учитывать при исполнении вращения:

  • шея всегда должна быть ровной при повороте, без изгибов и запрокидываний;
  • амплитуда головы четкая и резкая;
  • руки вытянуты в стороны (не нужно их заводить назад за уровень плеч);
  • корпус ровный.

«Ось вращения» : дать учащимся возможность ощутить как внутри тела проходят якобы два крепких прямых стержня, один из которых проходит от макушки головы до области копчика, а второй от кончиков пальцев левой руки до кончиков пальцев правой руки. И пересекаются эти стержни в одной точке (область шейного позвонка). И ощутить чтоб эти два стержня были ровные. Это поможет избежать прогибов в пояснице, торчящих лопаток, расслабленных брюшных мышц.

При разучивании вращения вправо нужно отрабатывать и технику вращения влево (параллельно). Это поможет развить вестибулярный аппарат к исполнению вращения во всех направлениях

«Пируэты»

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.) - опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- пауза.

Одно вращение занимает пол такта, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- центр тяжести с двух ног перенести на пр.ногу (опорную), в это время левой ногой (л.н.) сделать толчок от пола сгибая ее в колене;

-1- взгляд направлен в точку №1 зала (вперед. Происходит поворот на 360° на подушечке пр.стопы, л.н.согнута в колене и поджата под себя. После поворота резким движением поставить л.н. в И.П. (I прямую поз.).

Колени обеих ног вытянуть, бедра подтянуть. Центр тяжести вновь распределить на обе ноги. Поворот головы сделать резко и взгляд направить в точку №1. Руки направить в сторону, ладони развернуты вниз. Спина ровная, шея вытянутая.

-и-2 - все повторить.

Следить за тем, чтобы после поворота л.нога (стопа) находилась точно рядом с правой по I прямой позиции (ошибка если стопа ставится в сторону от опорной, теряя тем самым ось вращения).
«Абертас»

Муз.р-р 2/4

III свободная поз. ног, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон головы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- пр.н. поставить epaulment(эпольман) croiser (круазе) в точку зала №8 через полупальцы (п/п) на всю стопу,согнуть в колене на demi plie (деми плие). Л.н.согнутую в колене прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Корпус направлен в точку зала №8. Лев.рука остается вытянутой в сторону, правую согнуть в локте и прижать слегка к грудной клетке;

2-и- л.н.поставить сзади на всю стопу на деми плие, пр.н.открыть в сторону на 25° с вытянутым коленом и стопой, корпус en face (ан фас), взгляд в точку зала №1, пр.руку открыть в сторону во поз (ладноь развернуть вниз).

Одно вращение занимает 1Т, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- пр.ногой сделать demi rond (деми ронд) назад с вытянутой стопой;

1- сделать соскок на п/п л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу согнуть в колене и прижать сзади л.ноги на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Взгляд удерживать в направлении точки №1 зала, корпус в это время поворачивается на 90° вправо, шея ровная;

-и- переступить на п/п пр.ноги на demi plie (деми плие), л.ногу приподнять от пола

2 - сделать доворот корпуса на 90°(корпус повернуть en fase -ан фас- в точку №1 зала). Одновременно сделать выпад на всю стопу л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу с вытянутой стопой и коленом открыть в сторону на 25 , голову повернуть прямо.

Следить за тем, чтобы во время исполнения не было прыжка на опорной ноге, а все исполнялось на соскоке-на одном уровне в demi plie (деми плие), и за полным поворотом корпуса, иначе открывание ноги не будет происходить точно в сторону.

Вращение с сокращенной стопой

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

1- сделать вскок на п/п пр.ноги (центр тяжести перенести с двух ног на одну), стопу л.ноги в сокращенном положении прижать щиколоткой к щиколотке пр.ноги, сохраняя I прямую поз (носки смотрят вперед), колени обеих ног прдельно вытянуты, бедра подтянуты, одновременно сделать поворот вправо на 360 °. Поворот головы резкий, руки направлены в сторону, ладони развернуты в пол;

-и-

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы ноги были ровные и подтянутые во время поворота, щиколотки обеих стоп находились вместе.

Вращение со вскоком

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

Одно вращение занимает пол такта (количество поворотов зависит от возраста детей):

1- вскочить на п/п л.ноги, перенести центр тяжести с двух ногу на одну, колено левой ноги при этом предельно вытянуть и подтянуть бедро, а пр.ногу, сгибая в колене, прижать вытянутой стопой к колену л.ноги (опорной в данном случае), колено которой направить вперед по I прямой позиции. Одновременно сделать поворот вправо на 360 ° «на подушечке» л.ноги, поворот головы при этом резкий, «точку вращения» четко сфокусировать в точку № 1 зала на уровне глаз;

-и- после поворота вновь сесть в demi plie (деми плие) по I прямой позиции, центр тяжести на обе ноги, взгляд направлен в точку №1 зала на уровне глаз, руки направлены в сторону, кисти развернуты в пол;

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы во время поворота движение пр.ноги было резким во время того, когда она, сгибаясь в колене прижимается стопой к колену оп.л.ноги, иначе будет «занос» во вращении в сторону от оси вращения.

Вращение с припаданиями

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

III cвободная поз. ног,пр.нога впереди, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие) на пр.ноге, стопу лев. ноги прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье).

Одно вращение занимает 1такт, исполняется «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги слегка приподнять от пола, одновременно сделать поворот корпуса вправо на 90° так, чтобы корпус был направлен в точку №3 зала, колени свободны и слега присогнуты, руки натянуты в сторону, голова в положении en fase остается;

1 - переступить на всю стопу пр. ноги, стопу л.ноги приподнять от пола (сделать припадание на деми плие на пр. ноге), корпус повернуть еще на 90° вправо, голову удерживать в положении en fase, не допуская изгибов в шее в это время;

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги приподнять от пола, сделать еще поворот корпуса на 90 °(в положении точки №7 зала), одновременно резким поворотом шеи и головы на 360° вернуть взгляд в точку №1 зала (en fase) на уровне глаз;

2- сделать еще доворот корпуса на 90°, в итоге корпус возвращается в пepвоначальное положение en fase ,руки направлены в сторону, голова прямо, шея ровная.

Вращения в , которые добавляют программе разнообразия и позволяют выступающему продемонстрировать, как он сохраняет равновесие в позициях разной сложности. Правильность их выполнения зависит от собранности спортсмена и соблюдения им ряда требований.

Опорные вращения (пируэты) часто демонстрируются в 5 основных позах.

Поза Описание
Винт (USp) Выступающий кружится, скрестив ноги и сложив руки в области груди. Затем, маховую конечность нужно опустить и выпрямить. Винт самый быстрый способ выполнения пируэтов (возможная скорость от 2 оборотов ежесекундно).
Заклон (LSp) Для заклона характерен сильный прогиб туловища назад или в сторону.Голову нужно откинуть. Маховую ногу отводят назад, «вывернув» ее наружу.Специфика такого положения становится причиной потери координации и вызывает головокружение. Поэтому изначально LSp отрабатывается без коньков.
Волчок (SSp) Фигурист сгибает опорную конечность, а свободную вытягивает так, чтобы она была параллельноповерхности льда. В этой позе и выполняется пируэт.
Бильман Выступающий вращается, стоя прямо, а руками захватывает сзади над головой конек не опорной ноги.
Либела Пируэт в «ласточке». В ходе кругового движения тело наклоняется вперед, а после поднимается обратно.

Существует и несколько дополнительных вариаций:

  • заклон «колечком»;
  • полубильман;
  • «флажок» и т. д.

Справка! Бильманы и выполняются преимущественно женщинами.

В соответствии с направлением движения и общим характером исполнения выделяют несколько разновидностей пируэтов.

Важно! Если фигурист вращается сразу на двух ногах, то направление вращения (вперед/назад) не определяется.

Как научиться правильно кружиться на коньках

Пируэт выполняется поэтапно:

  • Подход.

Имеет несколько вариаций. На начальной фазе освоения уместна тройка вперед-наружу с назад. Здесь важно плавно скользить, сохраняя естественность движений и хорошую осанку.

  • Въезд.

«Зарождение» вращения фаза повышенной сложности и ответственности. Опорную ногу нужно согнуть. Поза сохраняется до обретения устойчивости. Начало движения вокруг своей оси задается толчкомлибо махом второй ноги (второе не всегда уместно при либеле, но будет очень кстати в волчке).

  • Вращение.

По достижении третьего этапа, отслеживается точность позиции. В «ласточке» пируэт выполняется так, что со льдом соприкасается только плоскость конька, а не его зубцы. В волчке пируэт выполняется на передней 1/3 конька (с легким касанием льда зубцами).Для предотвращения падения в данной позиции, рекомендуется свободную ногу и руки вытягивать вперед.

  • Выезд.

На заключительном этапе происходит разгруппирование(оно завершается незначительным сгибанием опорной конечности). Это замедляет скорость и помогает правильно выполнить выезд, который обычно сопровождается сменой ноги.

Техника вращения в , позволяет двигаться и вперед, и назад. Во втором случае пируэты получаются более эффектными, но выполняются они несколько иначе.

По каким параметрам оцениваются пируэты

Критерии оценки техники вращения:

  • Ускорение и скорость;
  • Обороты (их число);
  • Способность удерживать баланс;
  • Время центровки;
  • Удержание контроля;
  • Позиция;
  • Нестандартность;
  • Соответствие музыкальному сопровождению.

В парном катании,помимо этого, учитывается:

  • насколько идентичны были позиции партнеров;
  • было ли расстояние между ними стабильным;
  • осуществлялись ли движения легко, плавно и непрерывно.

Вращение на коньках, выполняемое в заключительной части элемента, засчитывается только с вариацией. В ходе одиночного выступления участники выполняют по три пируэта (независимо от программы).

Вращения не считаются очень травмоопасными, но если скручивание колена будет слишком сильным, то связки могут пострадать.

Обучение пируэтам начинают с первых же уроков. Но прежде фигуристу потребуется развить свою пассивную и активную гибкость путем выполнения специальных упражнений.

Чтобы усовершенствовать чувство равновесия и своего тела, рекомендуется применить тренажер «Грация». С этой же целью проводят тренировки с «отключением зрения» (в непрозрачных очках).

Для отработки навыков вращения «на суше» используют диск спиннер (еще один специализированный тренажер) или роликовые коньки.

Внимание! Прежде чем учиться выполнять пируэты, потребуется найти для себя подходящее направление. Если элемент легче получается на правой ноге, то лучше двигаться влево и наоборот.

Уровни вращений

При установлении уровня сложности исполнения (1, 2, 3либо 4) учитывается наличие у выступающих следующих «черт»:

  • сложной вариации;
  • сложного захода на пируэт;
  • смены ноги прыжком;
  • прыжка в ходе вращения (опорная нога не меняется);
  • сложной позиционной смены (опорная нога та же);
  • отчетливой смены ребра конька;
  • повторения всех трех базовых позиций на второй ноге;
  • последовательного разнонаправленного вращения ( , волчок);
  • ускорения;
  • выполнения от 8 оборотов (ноги и ребра сохраняют исходную позу).

Число обязательных оборотов меняется в соответствии с разрядом спортсмена.

В заклоне значима смена наклона при условии, что в каждой позиции было сделано от 3 оборотов. В короткой программе принимается во внимание поза , если спортсмен занял ее, выполнив предварительно 8 оборотов в заклоне.

Сложно вариативные сопровождаются движениями (осуществляемыми руками, ногами или головой), способными повлиять на баланс и требуют для выполнения значительной физической подготовки и ловкости.

Важно! Все сложно вариативные пируэты, выполненные в базовых позициях, получают оценку лишь один раз в ходе выступления (когда исполняются впервые).

Дополнительные требования

Требования к комбинированным пируэтам с прыжковым заходом:

  • прыжок хорошо заметен (его нельзя спутать с или подскоком);
  • спортсмен оказался в «чистой» позиции за 2 оборота;
  • позиция удерживалась еще 2 оборота.

Если демонстрируются пируэты со сменой ноги, то будет необходимо занять «чистую» позицию на каждой ноге. В комбинированных вращениях со сменой ноги демонстрируется смена сразу трех основных позиций: стоя, сидя и либела.

Несоблюдение одного из требований приводит к снижению оценки до 70% от максимальной, а двух до 50%.

В парном катании и танцах

Спортсмены, занимающиеся парным катанием, выполняют вращения двух видов:

  • параллельные (фигуристы кружатся синхронно);
  • совместные (партнеры образуют цельную фигуру и вращаются, не разрушая ее).

Танец допускает использование только совместных (PSp) пируэтов, в числе которых:

  • «английский» (элемент выполняется сидя);
  • парная либела;
  • «крокодил» (встречная либела) и т. д.

Парные участники в короткой программе демонстрируют одно вращение (его вид для каждого сезона определяют отдельно). В произвольном выступлении выполняются два таких элемента (совместный и параллельный).

Наибольшая надбавка, начисляемая спортсмену за вращение 1,5 балла к базовой стоимости элемента (для этого все судьи должны поставить «+3»).

Прыжки во вращение

Выполняя такой элемент, фигурист обычно не пытается сделать как можно больше оборотов, находясь в воздухе. Поэтому элементы данного вида относят к особой категории. Качество их исполнения определяется следующими характеристиками:

  • высотой полета;
  • скоростью вращения после приземления;
  • устойчивостью,занятой при соприкосновении со льдом позиции.

Выделяют два вида прыжков во вращение в соответствии с тем, какая конечность была задействована при приземлении: маховая или толчковая. А также эти элементы классифицируются по конечной позиции, занимаемой спортсменом. Например, прыжок в либелу или в волчок. Отдельно рассматриваются с положением в полете.сальто , то с него снимут 2 балла, поскольку с 1976 года этот элемент считается запрещенным.

Техника выполнения

Элемент выполняется в 3 этапа:

  • Толчок.

Точка отрыва и точка приземления должны лежать на линии, которая расположена по касательной относительно дуги подхода. Так сохраняется изначальная направленность движения, обеспечивающая устойчивость полета, а также его естественность, высоту и легкость.

  • Полет.

На втором этапе спортсмен принимает необходимую для демонстрации пируэта позу. Однако плотная группировка слишком некрасива и технически неуместна (приземление будет тяжелым, а вращение чрезмерно быстрым). При нахождении в воздухе осевая линия, относительно которой вращается фигурист проходит сквозь стопу толчковой конечности. Спортсмен отслеживает жесткость полетной позиции (излишняя расслабленность затрудняет удержание равновесия и делает прыжок менее зрелищным).

  • Приземление.

Выступающий приземляется на зубцы, независимо от вида толчка и занимаемой позиции. Действия, выполняемые после этого, соответствуют выбранному пируэту.

Овладевая прыжками во вращение, фигурист улучшает свою координацию и обеспечивает себе хорошую подготовку к многооборотным прыжкам.

Техника выполнения всех видов пируэтов имеет общие черты, но совершенное выполнение любого из таких элементов потребует терпения и настойчивости даже от опытных спортсменов. Но при должном старании и внимании ко всем установленным требованиям желаемый результат будет достигнут.

Для начала давайте определимся с терминами. Не претендую на строгую академичность, постараюсь лишь определить ключевые понятия так, как используют их танцоры.

Пусть вращение – круговое движение тела относительно неподвижной оси. Поворот – это вращение в продвижении, хотя он очень часто среди танцоров употребляется как синоним слову вращение.

Ось – прямая, вокруг которой происходит вращение

Импульс , он же форс – кратковременное приложение силы в определенном направлении.

В сальсе можно выделить три вида поворотов: простые , или разделенные; вращения , или spin turns; и повороты как таковые, то есть вращения в продвижении.

В самом простом виде разделенные повороты – это right и left turns, а повороты в продвижении – inside и outside turns. Тем не менее, в основе этих видов поворотов лежат spin turns, поэтому разберем их подробно.

Spin turns

Эти вращения происходят на одном месте, состоят из подготовки, импульса, непосредственно вращения и остановки.

Импульс

Импульс, как следует из определения – вещь кратковременная. Он появляется в результате «разности потенциалов» между разными частями тела. Его можно взять руками, плечами, бедрами, коленями и еще много чем. Вся фишка заключается в том, что откуда бы ни брался импульс, он должен прийти в тело, в рамку (плечи+бедра) и запустить поворот независимо от себя. Важно знать то, что если мышцы корпуса расслаблены, то импульс не пройдет и не будет работать. Равно как если мышцы чересчур зажаты: в таком случае импульс погасится в них. До, во время и после поворота все тело должно быть собрано, как при беге.
Очень многие люди растягивают импульс, заставляя его «тянуть» поворот. Представьте, что вам необходимо прокатить шар из пункта А в пункт В. Если мы сейчас не говорим о точности траектории, то логичнее было бы толкнуть шар, сообщить ему импульс, который докатил бы его до финиша самостоятельно. Человек же, растягивающий импульс, подобен тому, который катит шар рукой всю дорогу из пункта А в пункт В.

Повороты с растянутым импульсом, как правило, более тяжелые, медленные и хуже контролируются.
Итак, необходимо собрать импульс в теле. Для этого у нас есть мышцы пресса и груди. Если мы берем импульс руками, то нужно постараться «остановить» собственную руку мышцами груди, а затем сразу расслабить их. Это приведет к тому, что импульс из руки пройдет в тело. Если при этом последнее находится в тонусе, то импульс пройдет в противоположное руке бедро.

Если импульс берется от скручивания плеч относительно бедер, то мышцы пресса позволяют создать должного уровня сопряжение, и теперь, после того как плечи и бедра приходят в ровное положение, в теле появляется импульс, направляющий поворот.

Мы находим самым эффективным методом создания импульса сопряжение между руками в мышцах груди. Для того чтобы это сделать нужно сначала познакомиться с пружинкой. Пружинка – это такое состояние в мышцах, когда они не расслаблены, не зажаты и «соединены» между собой. Ее можно ощутить, если поставить человека и раскрыть ему руки в стиле free hugs. Если он держит пружинку, то, начав раздвигать одну руку наружу, вы почувствуете сопротивление в другой. Если нет, то вашему давлению будут сопротивляться только мышцы той руки, на которую вы давите. Когда руки находятся в сопряжении, они становятся системой, которая реагирует и работает слитно, перераспределяя напряжение между ее частями.
У этой системы есть два состояния – нулевое (нейтральное) и ненулевое. В нулевом состоянии мышцы груди расслаблены, в любом другом – собраны и как бы стремятся вернуть руки в нейтральное положение. Это понятие пружинки является одним и составляющих объема при ведении.

Итак, для того чтобы взять импульс мы разводим руки в положение free hugs, собирая мышцы груди и всего корпуса. Теперь предстоит самое сложное. Необходимо отпустить сопряжение в одной из рук, противоположной стороне поворота. То есть, если вы поворачиваетесь вправо – в левой руке. Рука сразу направится в нейтральное положение, и в момент, когда она приходит в него, вам необходимо остановить ее мышцами груди и сразу же расслабить их. Поздравляю – импульс в поворот уже в вашем теле! Сопряжение позволяет многократно увеличить силу получаемого вами импульса, а остановка руки грудными мышцами – отправить его в тело.

Итак, еще раз определю основные принципы, касающиеся управлением импульсом:
Импульс проводится только в собранном теле: перенапрягать, а равно и полностью расслаблять мышцы нельзя
Импульс кратковременный и возникает только от «разности потенциалов» в разных частях тела, то есть повороты а-ля «дверца» будут скорее неверны
Импульс необходимо провести в корпус, чтобы он «превратился» в поворот. Вращение не может «тянуться» за импульсом
Пружинка в руках позволяет увеличить силу импульса. Пружинка это хорошо

Положение корпуса и работа стопы. Подготовка

Есть один немаловажный момент, который портит очень многим людям повороты. Этот момент – неверная работа стопы .

Стопа, по сути, это то, на чем вращается весь ваш корпус, поэтому она по праву заслуживает части главы в этой статье. Стопу нельзя отделять от всего поворота, она первая реагирует на смещение рамки. Простым языком это можно определить так: направления стопы и корпуса всегда должны совпадать. В противном случае сразу смещается ось и поворот искажается. Еще важно отметить, что если вес при повороте уходит в середину стопы, то есть на подушечки стопы, то сама стопа во время поворота будет вращаться вокруг этой середины. Не пятка вокруг носка, а носок и пятка вокруг центра.

Для того чтобы сделать правильный поворот очень важно правильно сесть. Вы садитесь на ногу, ваш вес должен приходиться в середину опорной стопы. Это можно легко проверить, вытянув выпрямленную до кончиков пальцев руку по швам. Направление пальцев укажет расположение веса относительно стопы. Далее – просто. Всё в себя, спина прямая, лопатки назад, собрать все мышцы, которые найдете.

Руки перед собой на уровне груди ладонями вниз, кончики пальцев стыкуются в середине груди. Старайтесь сохранять такое положение корпуса в повороте. Если вы планируете создать сопряжение в руках, тогда их лучше вытянуть вперед, сохранив стык в указательных пальцах. Если импульс берется из корпуса, тогда локти лучше согнуть. Начните медленно повторять траекторию будущего поворота, проследите за тем, чтобы стопа вращалась вместе с телом. Молодцы.

Теперь о подготовке.

Правильная подготовка – залог хорошего поворота. Как правило, для того чтобы повернуться, достаточно скрутить верхнюю часть корпуса относительно нижней (плечи относительно бедер) на 45˚. При собранном прессе этого скручивания более, чем достаточно. Правило «чем больше замах – тем лучше поворот» работает весьма условно и только для протяженных, размазанных импульсов.
Если импульс берется сопряжением рук, то скручиваться и вовсе необязательно, хотя это и помогает психологически. Важно, что в таком варианте корпус поворачивается целиком, поскольку импульс приходит от руки.

Следите за объемом в руках. Если при скручивании вы уведете локоть назад, то плечо выйдет вперед и сломает вам весь объем. Корпус станет асимметричным, и скорее всего импульс будет кривым.

Вращение. Фокус

Этот этап, как правило, проходит слишком быстро и незаметно, поэтому описывать развернуто его нет смысла. Важно знать, что ваше состояние и ваша подготовка – 90% поворота. Вращение – результат того, как вы держите корпус и как вы взяли импульс.

Здесь также важно отметить момент концентрации. Для многих спин – это стресс. Поэтому, начав поворачиваться, такие люди напрягают мышцы, встают на носочки, закрывают глаза – в общем, делают все, чтобы испортить себе поворот. В повороте важно быть сконцентрированным, но не напряженным. Это как пользоваться гончарным кругом – любое неверное движение и все. Малейшее искажение или изменение положения или уровня во время поворота может его загубить.

Для того чтобы поворот можно было легче контролировать, а также для того чтобы не грохнуться из спина в обморок был придуман фокус. Фокус – это точка, которую держат во время поворота взглядом. У фокуса есть много преимуществ. В частности, налаживается работа вестибулярного аппарата. Конечно, после определенного количества тренировок. Переносить большое количество поворотов становится гораздо легче, если держишь точку, чем если ее не держишь. Также фокус здорово структурирует весь поворот. Организм знает, откуда он ушел и куда нужно прийти. Это дает ему возможность поворачиваться четче и легче.

Чтобы поймать фокус вам необходимо сначала выбрать точку, которая им станет. Лучше, если эта точка будет на уровне вашего взгляда. Приготовьтесь поворачиваться и медленно начните поворот, держа взглядом эту точку. Ваша голова останется на месте и вскоре поравняется с плечом. С этого момента начинается самое интересное. Если вы попытаетесь повернуть голову сейчас и вернуть точку, то у вас вряд ли получится: тело еще недостаточно развернуто. Поэтому вам нужно продолжить поворот корпуса и одновременно быстро перевести голову к другому плечу. Теперь вы видите точку вновь, и тело спокойно докручивается до головы.
Весь секрет именно в умении соотнести скорости вращения головы и тела. От момента, когда голова еще не может поймать точку с другой стороны до момента фиксации фокуса нужно заставить тело вращаться именно с такой скоростью, чтобы голове было удобно. Как-то так =)

Ось

Собственно, теперь о самом главном. Ось вращения – это та прямая, относительно которой поворачивается ваш корпус. Она должна проходить по оси симметрии тела и, если вы стоите на одной ноге в подготовке – по внутренней части этой ноги. Ось важно сохранять прямой. Любой наклон вызывает асимметрию и искажает ось. Поворот с искаженной осью требует дополнительного и совсем другого балансирования. Такие вращения мы трогать не будем.

Поворот во многом определяется тем, где находится его ось. У многих людей эта ось во время вращения расположена на самой опорной ноге. Не сказать, чтобы это было критично, но такой стиль поворотов лишает его обладателя многих преимуществ. Во-первых, время: поворот вокруг ноги имеет больший радиус, поэтому занимает больше времени. Во-вторых, скорость, собственно, по той же причине. Большой радиус не позволяет набрать высокую скорость вращения. В-третьих, баланс: поскольку поворот вокруг ноги длиннее и занимает больше времени, то увеличивается вероятность потери равновесия в нем.

Другими словами, поворот вокруг оси симметрии лучше управляется, он быстрее и четче.

Поворот вокруг ноги часто случается, если человек пытается поворачиваться на цыпочках. Встав на пальцы, он автоматически смещает ось на ногу.

В общем виде, для того чтобы поворачиваться вокруг оси, ваш корпус должен закручивать поворот одной частью (плечо+бедро), и раскручивать его противоположной. Тогда ось останется посередине.

И еще немного о весе . Если во время вращения опустить весь вес тела в пол, но ось также сместится на ногу. То есть, давить во время поворота на опорную ногу не рекомендуется. Во время вращения вес нужно «поднять» в центр корпуса, как если бы вы танцевали твист.

Итак, вкратце перечислим основные принципы вращения:

  • Залог успешного поворота – правильная подготовка. Настройтесь на поворот, сосредоточьтесь, соберите корпус. Сядьте на опорную ногу, вес на подушечке стопы. А теперь поднимите вес над полом, в центр корпуса. Руки перед собой, голова прямо, глаза держат точку. Скрутите плечи либо создайте пружинку. Помните: пружинка держится, пока ваши мышцы собраны.
  • От скручивания корпуса создается сопряжение в нем, если пресс собран. Начните вращение плечами, затем, после того как корпус придет в ровное положение – всей рамкой. Импульс уже окажется у вас в теле. Помните: стопа сама вращается вокруг себя – это залог того, что вы держите ось. Во время вращения переведите голову и поймайте фокус.
  • Чтобы остановить поворот упритесь ногой в пол либо зажмите грудные мышцы и мышцы пресса. Помните: зажатые мышцы гасят импульс
  • Выдохните и улыбнитесь

Спасибо за внимание!

Красивый и четкий поворот — это элегантная изюминка, которая украшает наш танец. Однако самая частая проблема, которая появляется при начале тренировок — это головокружение и как следствие, потеря четкости в движениях. Вот этому и будет посвящен цикл статей — какими способами избежать головокружения на повороте и что делать, если такая ситуация таки случилась.
Существует 2 абсолютно противоположные техники сохранения четкости при поворотах — удержание точки и разфокусирование взгляда.
Техника удержания точки основана на том, что во время вращения танцор выбирает точку и удерживает ее взглядом, пока его тело совершает поворот. Отсюда появились два варианта фокусирования на точке — на дальнем и на ближнем предмете.

Удержание точки на дальнем предмете

Фокусирование взгляда на дальнем предмете — это наиболее распространенный способ избежать головокружения. Рассмотрим механику движения при повороте на одном месте:
— танцор начинает поворот, голова остается направлена прямо, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор повернулся на 90 градусов, голова остается направлена прямо, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор поворачивается больше 90 градусов (положение, когда мы уже не можем оставлять голову в положении прямо), голова совершает поворот в сторону вращения тела с большей скоростью, чем тело, выбранная точка взглядом не удерживается
— танцор поворачивается больше, чем на 180 градусов, голова приходит в положение прямо, за счет того, что она уже повернулась в сторону поворота, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор заканчивает вращение, завершая поворот до 360 градусов, голова находится в положении прямо, выбранная точка удерживается взглядом

Подготовка

Однако без дополнительной подготовки перед началом тренировок не обойтись. Перед дополнительной подготовкой будет стоять задача сохранить ось вращения танцора без искажений и при этом не навредить телу.

Обязательные упражнения перед исполнением удержания точки на дальнем предмете:

— поворот головы в разные стороны, удерживая голову строго вертикально.
Особенность движения человека заключается в том, что когда мы поворачиваем голову в бок, то она не остается вертикальной, а слегка «заваливается» в сторону поворота. Для исправления попросите помощника в боковом положении головы ее слегка аккуратно повернуть до строго вертикального положения. Физически это ощущается как дополнительная работа мышц шеи с противоположной стороны. Наработка и контроль позволит сохранять строго вертикальное положение головы во время любого поворота. Если момент «заваливания» головы не убрать, то при вращении тело является единой прямой осью, а голова дает излом этой оси. Следствие — ось нестабильна и нам труднее удержать поворот.

— вращение с неподвижными красиво горизонтально поставленными руками.
Проблема заключается в том, что при вращении многие из нас на инстинктивном уровне начинают подтягивать к себе одну или обе руки. В результате размер плеча поворота меняется, что опять же таки, сказывается на удержании вращения (вспомним уроки физики и фигуристок, которые изменяя положения рук и ног, управляют характеристиками своих поворотов). К тому же эта смотрится очень не эстетично. Единственный выход — это включить хорошую музыку, поставить руки и тренировать повороты, контролируя их неподвижность.

В движении

Техника удержания точки на дальнем предмете при вращении на одном месте понятна. Но что делать, если мы перемещаемся? На этот случай также есть «лайфхаки»:
— перемещение по прямой
При перемещении по прямой только кажется, что нельзя найти неподвижную дальнюю точку. Такой точкой станет первое на чем мы можем зацепить взгляд в направлении перемещения на уровне нашей головы. Говоря по-простому: смотрим туда, куда мы должны придти.
Очень удобно такую точку тренировать в зале перед зеркалом, вращаясь на зеркало. Выбираем в роли неподвижной точки отражение наших глаз и стараемся не выпускать их из виду до конца дорожки вращений
— перемещение по кругу
Тут техника удержания неподвижной точки в направлении вращения нам не подойдет, т.к. это самое направление будет постоянно меняться и нам остается выбрать то, что при вращении по кругу будет относительно неизменно — положение центра.
Если держать точку взглядом на самом полу, то часто может быть такая ошибка, как опущенная голова, поэтому выберем точку примерно на 0,5 метра над полом — и голова при такой точке не выглядит опущенной, и саму точку легко удержать

Удержание точки на ближнем предмете

Эта техника встречается намного реже техники удержания точки на дальнем предмете, однако при ней можно добиться очень высокой скорости вращения, не теряя при этом фокуса и не испытывая головокружений.
Суть техники заключается в том, что выбирается предмет, который будет виден взглядом и вращаться вместе с нами. Я для этого использую какое-нибудь мощное кольцо (чтобы видеть его при любом освещении). Начиная вращаться, мы фокусируем зрение на кольце, которое надето на горизонтально поставленную руку — оно и будет являться для нас неподвижным предметом.

Техника вращения с расфокусированным зрением

А что делать, если во время вращения наша голова не остается неподвижной, а должна совершать дополнительные вращения/махи волосами? В этой ситуации удержать взгляд на точке почти невозможно! Выход в данном случае практически только один — расфокусировка зрения.
Танцовщица перед началом исполнения элемента расфокусирует зрение и после окончания элемента вновь его собирает на одной из неподвижных точке

Послесловие

А что же делать, если голова все-таки закружилась, а дотанцевать еще надо очень большой кусок танца? Если мы при вращении получили головокружение, то на тренировках мы ее убираем вращением головы в противоположную сторону. В танце это можно обыграть совершением поворотов в противоположном направлении. 1-2 поворота бывает достаточно для восстановления фокусировки.

Надеюсь приведенные выше техники, помогут вам избежать головокружения и заноса на поворотах. Ведь не зря говорят, что у каждой танцовщицы был свой любимый столб, в который ее занесло. Всем творческих успехов и нетравматичных танцев!

"В обще то я могу сделать 60 пируэтов, в хороший день", - заявляет с улыбкой молодая 12-летняя обладательница рекорда по последовательным вращениям (серии пируэтов без остановки), София Лучия.

София Лучия побила рекорд по количеству пируэтов (55) и вписала свое имя в "книгу Рекордов Гинесса" 30 марта 2013 года. Примечательно, что во время вращения на ней были не простые или , а обувь для степа фирмы Capezio.

Предлагаем вам посмотреть видео на котором запечатлен рекорд:

Ну так как, вы хотите узнать секреты вращения, которыми поделилась София Лучия и улучшить свои личные достижения во вращении пируэтов?

#1. Осанка

Вращения выполняют с подтянутым и ровным корпусом, "копчик втянуть", "шея длинная", подбородок смотрит на верх. Это поможет вам выравнять баланс и подтянуть ось, необходимую для долговременных вращений. "Мой первый совет для танцовщиков, кто действительно хочет добиться впечатляющих результатов - Я занимаюсь балетом более 15 часов в неделю, посещаю пилатес и частные джазовые уроки. Считаю, что это помогает мне быть в отличной форме, что в свою очередь помогает мне вращаться так долго, насколько хватает форса и насколько позволяет танцевальная обувь." - говорит София Лучия.

#2. Точка

Все танцоры знают, что для вращения нужно "держать точку", но вот интересно, в состоянии ли вы менять точку достаточно быстро? Для того, чтобы вращаться долго и много, вам нужно тренировать резкую и молниеносную смену точки. Точку следует держать на уровни ваших глаз и чуть выше. Не смотрите на пол, а то вы там и окажетесь.

#3. Выравнивание (крест)

"Следует сконцентрироваться на выравнивании линии плеч с линией таза, они должны быть параллельны." - объясняет София Люсия. Если во время начала вращений не выровнять линии плеч и таза, вы не сможете поймать баланс и ваше вращение будет не долгим, максимум 3 пируэта. Для этого следует тренироваться у зеркала, встаньте в релеве и убедитесь, что линии плеч и таза (бедер) параллельны.

Так же, перед зеркалом, следует контролировать положение тела, станьте боком и убедитесь, что вы не наклонены вперед или не откинуты слишком назад.

#4. Баланс

Выполняя пируэты, вы балансируете на полупальце (релеве), практикуйте баланс без вращения. Если вы не можете простоять на полупальце не вращаясь, значит и в повороте вы не устоите. Практикуйте баланс на полупальцах без вращения, тренируйте и левую и правую ногу, следует стоять по восемь счетов в очень медленном темпе, это укрепит вашу ось.

Какие типы вращения вы тренируете, классические выворотные или джазовые закрытые? Тренируйте каждые из типов балансировки пока не сможете, вам это пригодится в карьере танцовщика, в современных шоу-группах используют все виды техник. Что бы было интересней и не так скучно, устройте соревнование с друзьями по классу - кто простоит дольше в позиции пируэта без вращения?

#5. Ваш большой палец

Куда смотрит ваш палец при вращении? Если ваш палец не смотрит в туже сторону, что и колено, такое вращение считается не правильным и вы не сможете добиться мульти-вращения. Встаньте на полупалец и убедитесь, что вы не "косолапите", что большой палец смотрит туда же куда и колено. Нет ничего хуже, чем косолапый танцор!

Если стопа расположена правильно, вес распределяется тоже правильно и вы сможете выстроить лучшую ось для вращения. Убедитесь, что во время вращения вы не прыгаете на полупальце, не "играете" вниз и вверх и ваш подъем натянут максимально. На протяжении всего вращения следует стоять на максимальном возможном полупальце.

#6. Используйте танцевальный пол (паркет)

Отталкивайтесь от пола из глубокого плие со всей силой, что бы задать максимально возможную энергию вращения. Представьте игрушку на пружинке "Чертик в коробке", вы нажимаете ее вниз в коробку а когда открываете, она как бы выстреливает с максимальной силой вверх при этом вы направляете эту энергию во вращение при помощи рук.

Отталкивайтесь из плие с достаточным усилием, что бы встать на полупалец и вытянуть колено, и конечно же не больше чем нужно, а то можно не устоять.

Так же, существует техника, при которой во время выполнения плие, танцовщик делает выдох и затем краткий вдох во время первого поворота, что позволяет усилить момент вращения используя дополнительный форс.

#7. Соответствующая обувь

София Лучия (Sophia Lucia) установила рекорд по количеству пируэтов в туфлях для степа от всемирно известного бренда Capezio. Она обнаружила, что гладкая металлическая поверхность пластины на носке, позволила ей вращаться без особого трения о пол. Таким образом, в зависимости от хореографии, одевайте специализированную . Без обуви делать вращение не рекомендуется, можно счесать кожу на подушечках стоп.

#8. Руки

Вы заметили, что совершая серию пируэтов, руки в последующих поворотах ближе к телу чем в первом повороте? Совершенно верно! Во время серии пируэтов очень важно не растерять энергию вращения, для этого танцовщик должен умело собирать руки к корпусу, распределить энергию на каждый поворот, так, что бы в каждом последующем руки были немного ближе чем в предыдущим. Попробуйте на практике, если руки не сводить, то и вращение будет не быстрым и не долгим, а если резко забрать руки к телу, то вы резко закрутитесь с большей скоростью.